Иллюзорный образ жизни
Стремления, проблемы и тревоги подростков, как видим, безграничны. Мы должны стараться познать эти проблемы, чтобы помогать молодым людям разобраться в терзающих их сомнениях, прежде чем кто-то из них выберет наркоманию как свой жизненный путь.
Давайте же взглянем теперь на своего ребенка сквозь призму затронутых здесь проблем и честно ответим себе на вопрос: действительно ли мы знаем своих детей, знаем ли, что их беспокоит и волнует, к чему они стремятся, чего хотят?
На вопрос, с какой целью они принимают одурманивающие вещества, наркоманы, глубоко заблуждаясь, часто отвечают, что только наркотики позволяют им испытать подлинную или, по их словам, “аутентичную”, жизнь. Характеризуя “аутентичность” этой жизни, они говорят, что “наркотические вещества расширяют и углубляют мир переживаний”, активизируют творческие способности, нейтрализуют эмоциональные проблемы и затруднения, сглаживают ощущения депрессии, оторванности от общественных групп и др. Утверждают также, что наркотики помогают избавиться от различных конфликтов и быстро ликвидируют неприятное психическое напряжение. Наркотический дурман заполняет эмоциональную пустоту и, как говорят его приверженцы, “высвобождает ощущение силы”.
В действительности для этих людей важно то, что, обманывая самих себя, они могут с помощью наркотиков отгородиться от всех неприятностей и неудобств повседневной жизни. Сознание самообмана вызывает в свою очередь новый конфликт с собственной совестью и чувство неудовлетворенности собой, поэтому наркоманы стараются обосновать и оправдать перед собой свой порочный образ жизни, превознося наркотики как единственный способ “аутентичной” жизни, облекая это в наукообразную форму. Фальшь и иллюзорность этой концепции очевидны.
Но соблазненный ею молодой человек, познакомившись с демагогической, искусной аргументацией в пользу “аутентичной жизни”, не зная последствий, может впасть в заблуждение и принять ее за истину. Познакомимся же вкратце с этой аргументацией и мы, чтобы выяснить, в чем заключается ее мнимая привлекательность.
Исходным положением идеи “аутентичной жизни” является нарочитое выпячивание примеров лицемерия, ханжества и негативных сторон современного мира, т. е. явлений, которые, действительно, нередко встречаются, что трудно отрицать. В самом деле, человек хочет быть счастливым, но в современном мире зачастую чувствует себя одиноким, потерянным во враждебном окружении, в котором вынужден бороться за свое существование. Он полон негативных впечатлений, как о других, так и о себе. Он хочет чувствовать себя среди людей в безопасности, но полон подозрений, тревог, неуверенности.
Эти ощущения противоречат его стремлениям, раздражают его. Он хотел бы быть иным, но не умеет.
У подростка еще нет своего Я, которое образуется постепенно через опыт личности в контактах с другими людьми, прежде всего с родителями. Ребенок узнает от родителей, что они будут любить его, если он оправдает их ожидания, т. е. будет становиться все разумнее, честолюбивее, добиваться первенства и успехов в учебе.
Нередко родители сами далеки от совершенства, которого требуют от ребенка. Ведь бывает, что своим положением они обязаны ловкому использованию знакомств, а не собственным способностям. Бывает, что они лишены самолюбия, ленивы, не способны завоевать уважение и любовь ребенка.
Взамен, за любовь и заботу, родители предъявляют ребенку многочисленные требования. Он же нуждается в любви и заботе и поэтому в большей или меньшей степени старается выполнять требования родителей: добиваться успехов в школе, в спорте или иных областях, быть вежливым, послушным и др. Даже в мыслях и мечтах стремится приспособиться к тому, чего от него ожидают.
Предъявляемые подростку требования слишком серьезны даже для взрослых, и в глубинах его сознания зарождается сомнение: во всем ли он достаточно совершенен? Чем больше опасение, что он несовершенен, тем больше страх, что это обнаружится и он лишится любви родителей. Защищаясь, ребенок собирает доказательства своих достоинств. Что же это может быть? “Пятерка” по математике? Хорошее поведение? Успехи в спорте? Все это относительно, потому что всегда найдутся лучшие.
Не находя достаточных подтверждений своего совершенства, подросток обращается к сравнениям. Не только ищет аргументы, свидетельствующие о собственной значимости, но и тщательно собирает доводы чьей-то слабости, чтобы иметь возможность показать, что если он не во всем хорош, то есть многие хуже него.
Из этих сравнений постепенно образуется собственное Я, которое будет характеризовать потом взрослого человека. Складывается оно из различных уловок, обманов и фальсификаций, и поэтому Я, как правило, является слабым и нуждается в постоянной защите.
Самоутверждение личности состоит в обеспечении себе одобрения со стороны окружающих на основе того же принципа, что использовал ребенок в контактах с родителями.
Человек стремится оправдать ожидания, но на этот раз не только родительские, но и общественные, т. е. добивается положения, славы, денег, создавая вокруг себя ореол собственного успеха и счастья.
Такое самоутверждение личности вместо ожидаемой искренности и открытости вызывает у других зависть и страх, поскольку угрожает в свою очередь их собственному Я. Какие-либо манипуляции с собственным Я всегда отражаются на Я иных людей, ослабляя или укрепляя его.
Процесс этот приобретает характер игры, в которой ставка — жизнь напоказ во всех ее проявлениях, а выигрыш — защита и упрочение собственного Я. И именно эта игра почти целиком заполняет жизнь людей цивилизованного мира, лишая их возможности “аутентичной жизни”. Участие в игре закрывает человеку путь к желанному взаимопониманию с другими людьми.
Подобный вывод кажется довольно убедительным, по крайней мере отвечает личному опыту и рассуждениям многих людей, причем не обязательно наркоманов, по этому возникает вопрос: как стать “аутентичным” в отношении себя и окружающих?
Если принять вышеприведенные положения, то из них следует, что единственный путь к так понимаемому “аутентичному”, подлинному существованию ведет через уничижение или хотя бы значительное ослабление собственного Я. А такую возможность создает состояние наркотического дурмана, во время которого человек теряет свое Я и как бы переживает собственную смерть, а также новое рождение, испытывая сознание “чистого” существования, не зараженного требованиями общественных предписаний и наказов.
Даже преодолев кошмар дурмана, человек вместе с прекращением действия наркотика снова ощущает различия между людьми, вызванные игрой с собственным Я. Они препятствуют интуитивному взаимопониманию людей. Сызнова нарастает ощущение одиночества среди массы искалеченных лицемерной, потребительской цивилизацией людей.
Когда я разговаривал с молодыми людьми об их “наркотическом” образе жизни, они соглашались, что наркотики не дают подлинных переживаний, но сразу же добавляли, что они заставляют человека искать. С глубоким убеждением доказывали, что “наркотическое причастие” помогает найти истинную, прочную духовную связь с другим человеком.
Эта концепция “аутентичной жизни” как бы притупляет первоначально отрицательное отношение некоторых лиц к наркотикам, по крайней мере вызывает хотя бы мимолетное раздумье, вызванное естественным желанием разрядки, жизненного комфорта и избавления от затруднений.
Если мы представим себе, что потенциальные молодые кандидаты в наркоманы особенно остро ощущают свои жизненные проблемы, то легко поймем, насколько привлекательными могут показаться им идеи такого рода. Они прямо заворожены ими и считают, что открыли “гениальный способ жизни”. Теряется и совсем не доходит до их понимания явная иллюзорность и наивность этой концепции. Лишь значительно позже они обнаруживают, что выбор этого пути был трагической ошибкой, так как вел к полной наркотической зависимости. К несчастью, случается, что эту новую, рабскую зависимость от наркотиков сами наркоманы отождествляют с “новой аутентичной жизнью”, никогда не осознают иллюзорности такой жизненной концепции и, даже превратившись в “ходячие развалины”, по-прежнему убеждены в своем “освобождении” от ограниченной цивилизации.
Нередко, принимая рассмотренную нами программу, молодые люди заявляют, что употребление ими наркотиков является выражением бунта и протеста против конформизации жизни, существующей морали и всей структуры общества.
В этом разделе я старался показать огромную сложность и разнородность причин распространения наркомании среди молодежи. Хотелось также обратить внимание на то, что опасность этого порока угрожает нашим детям со всех сторон и в разных проявлениях.
Важно подчеркнуть связь между семейным и школьным воспитанием и зарождением наркомании.
К работе меня побуждало желание прояснить и облегчить осознание фактических, хотя иногда глубоко скрытых причин возможной трагедии; научить дальновидному предвидению последствий нашего отношения к ребенку; дифференцировать причины и следствия, ибо не узнавание их приводит к искажению сути проблемы и выбору малоэффективных предупредительных мер.
С беспокойством должен сказать, что среди лиц, которым все прекрасно известно, нередки такие высказывания: “Из-за чего столько крика? Балуются наркотиками? Ну и что? Побалуются, надоест и бросят! Вырастут из этого. Все эти сумасбродные молодежные моды со временем проходят без следа”.
Не вырастут. Даже не доживут до взрослости.