Вернуться на заглавнуую страницуЛечение

Как можно помочь...

Спеша на помощь своему ребенку, вы должны, не впадая в панику и сохраняя спокойствие и рассудительность, изыскать способы примирения его с домом и миром без обращения к наркотикам, В этом поможет хорошее понимание подростка, все то, что Вам стало известно о наркомании.

Это будет нелегко, а результаты появятся не скоро. Приготовьтесь к долгой и трудной борьбе. Не ищите причин несчастья, которое настигло вашего ребенка только в нем самом. Они коренятся в структуре взаимоотношений в вашей семье, продукт которой—именно такая, а не иная психика ребенка, или же в его школе, или в группе его товарищей и приятелей. Возможно также, что подросток столкнулся с несовершенством нашей социальной действительности или пришел к выводу, что зло является уделом всего мира, и не может с этим примириться.

Не имеет никакого значения, что сами-то вы как-то справляетесь с гораздо большими противоречиями в жизни, не прибегая при этом к помощи наркотиков. Постарайтесь понять, что вы совсем другой человек. Вы отличаетесь от своего ребенка и потребностями, и надеждами, и стремлениями, и впечатлительностью, и жизненным опытом. Ваш пример не станет средством исправления ситуации.

С чего вы должны начать?

Прежде всего не скандальте, не шантажируйте сына или дочь лишением домашних привилегий и любимых вещей, не предоставляйте подростка самому себе, не выгоняйте его из дома, не причитайте и не опускайте рук. Не жалуйтесь окружающим на постигшее вас несчастье. Не падайте духом, не теряйте терпения и прежде всего не порывайте контакта с сыном или дочерью.

Вы не должны забывать, что для победы в этой борьбе универсальных рецептов нет, не существует никаких безотказных “психологических приемов”. То, что наверняка будет действенным, например, в отношении одного, не принесет никаких результатов в отношении другого.

Рациональных, эффективных способов поведения имеется столько же, сколько существует наркоманов, поэтому наши предложения определяют только общую стратегию поведения. Вот четыре ее основных элемента:

1. Вскрыть и устранить причины увлечения подростка наркотиками. Нет следствия без причины, значит, пристрастие сына или дочери было чем-то вызвано. И свою борьбу вы должны начать с выяснения истинных причин трагедии, а не мнимых или кажущихся, и попытаться устранить их любыми возможными способами.

Будет нелегко, так как ни установить действительные причины, ни тем более их устранить не удается, как правило, без преодоления препятствий, временами даже весьма серьезных. Не пугайтесь трудностей. и не отступайте перед ними, ибо никакое противодействие злу без ликвидации его источника не могут быть эффективным.

2. Исправить нарушения, вызванные этими причинами. Это нарушения здоровья, психики и общественной жизни молодого человека. Несмотря на то, что причины зла вам уже удалось устранить, вызванные ими последствия продолжают существовать. Следовательно, коррекции и восстановления требуют подорванное наркотиками здоровье подростка, его психика и расстроенные контакты с людьми. В этом помогут врач, психолог и другие специалисты.

3. Закрепить достигнутые результаты, устраняя причины и исправляя вызванные ими нарушения. Если коррекция, особенно психики и общественных связей молодого человека, не станет устойчивой, то ему грозит возврат к наркотикам.

4. Не вредить! Эффективность любого способа поведения в отношении другого человека зависит от соблюдения важного правила: прежде всего - не вредить. Следовательно, вы должны следить за тем, чтобы, борясь за человека, в то же время не действовать против него (что случается довольно часто).

Такая стратегия вашего поведения применима и для того, чтобы подросток перестал употреблять наркотики, и для того, чтобы не начал. Разумеется, разные цели определяют детали вариантов поведения, но отличия эти не столь существенны.

И еще одно: необходимо верить в победу над злом. Оптимизм—залог успеха.

В соответствии с предложенной стратегией начать следует с выяснения, что в наркомании причина, а что - следствие. Это необходимо, так как часто последствия порока ошибочно принимают за его причины (и тогда борьба бессмысленна). Опыт показывает, что эффективность деятельности определяется борьбой с причинами явления, а не с его последствиями.

В свое время пресса, радио, телевидение, широко предоставляли мнение, будто причина распространения наркомании кроется в легкой доступности мака или других токсических продуктов. Это — недоразумение.

Рассмотрим ситуацию, когда два товарища могут в равной степени легко приобретать эти продукты. Один, пользуясь этой возможностью, как бы охваченный исступлением, целыми днями собирает, например, мак, с жадностью потребляя изготовленный из растения “компот”. (Почему?) А другой, с удивлением глядя на манипуляции приятеля, пожимает плечами и... играет в футбол, совершает экскурсии, ходит с подругой на танцы, интересуется тайнами механизмов и не думает собирать мак и, тем более, пробовать его. (Почему?)

Не доступность мака лежит в основе порока, как считают многие. Истинная причина значительно глубже; чтобы обнаружить ее, необходимо выяснить, почему один ребенок стремится одурманить себя, а его товарищ совершенно не интересуется наркотиками? Действительные причины трагедии заключаются в ответе на этот вопрос. Значит, то, что один использует мак для одурманивания себя - следствие, а не причина его склонности к употреблению наркотиков. Причина же кроется в каких-то факторах, вызывающих эту склонность, своеобразных в каждом отдельном случае. Их-то и надо найти.

Даже если в сложившейся ситуации удастся тщательно закрыть подростку доступ к маку, то он найдет 1001 способ добраться до желанного продукта, никакие внешние запреты и препятствия его не остановят. Это подтверждают обстоятельства жизни многих наркоманов. В то же время другой подросток, даже если ему расширить возможности контакта с маком, вероятнее всего, не проявит к нему большего интереса, чем прежде.

Следовательно, устранение причин заключается не в том, чтобы силой отрезать подростку путь к притягательному для него наркотическому веществу. Оно заключается в том, чтобы изменить позитивное отношение молодого человека к одурманиванию себя. Добиться, чтобы, например, очутившись в самой середине поля с растущим маком, он не ощутил ни малейшего желания приготовить из него “компот” и попробовать отраву.

Разумеется, это несравненно труднее, нежели “решение вопроса”, скажем, путем издания закона, предусматривающего строгий контроль за выращиванием мака и его продажей, но является единственно эффективным способом противодействия наркомании.

О маке и кокаине 15—20 лет назад вопрос не стоял. Подростки тогда ограничивались курением анаши и глотанием психотропных лекарственных препаратов. Был введен жесткий контроль за их назначением и продажей в аптеках, а также выращиванием мака и конопли, однако в результате принятых мер, предусматривающих ликвидацию или хотя бы ограничение распространения наркомании, само явление не исчезло.

Необходимо твердо уяснить себе, что замысел держать под замком все, что годится для одурманивания, невыполним. Задача заключается в том, чтобы у молодых людей не было мотивов употребления наркотиков. А это уже вопрос качества семейного и школьного воспитания наших детей.

Нельзя решить проблему наркомании, подменяя недостатки воспитательной системы законами, регламентирующими выращивание и использование мака или конопли. Думается, трактовка легкой доступности к одурманивающим веществам как причины всего зла - пережиток того периода, когда борьба с пороком ограничивалась строгой изоляцией наркомана от наркотиков в закрытом лечебном учреждении. Основной принцип такой формы лечения заключается в том, чтобы не дать больному возможности каким-либо способом достать наркотические вещества. Предусматривалась долговременная изоляция. Считали, что чем дольше наркоман, независимо от его воли. не будет принимать одурманивающих веществ, тем больше шансов, что он не потянется к ним после окончания периода изоляции. Утверждали также, что успех такого лечения гарантирован при полном лишении наркомана возможности получать наркотики даже в том случае, если у него нет намерения покончить с пагубным пристрастием.

В настоящее время эта концепция принудительной абстиненции имеет лишь музейно-историческое значение. Сейчас точно установлено, что основное условие успешного лечения от наркомании - коррекция психики больного, заключающаяся в изменении способа его мышления, переживаний и ощущений. Известно также, что “вырвать” наркомана из порочного круга вопреки его воле невозможно.

Вот как расценивают принудительное лечение молодые наркоманы. “...В отношениях между собой мы солидарны. Если случится, что кто-то достанет и примет наркотик, мы его не выдаем”.

“...Сегодня был у врача и заговорил о выписке. Категорически отказала. Когда она заявила, что об этом может идти речь только месяца через два, я пришел в отчаяние: я согласился подлечиться, а не торчать здесь три месяца”.

“...До этого я прошел три таких курса лечения, но после нейтрализации яда в организме выписывался по своему желанию. Я решался на лечение для того, чтобы подготовить организм к дальнейшему приему наркотиков”.

“Врач, видя, что я могу настоять на выписке или убежать, вызвала моих родителей и уговорила их написать заявление с просьбой продлить мое пребывание в лечебнице”.

“...Жду только благоприятного момента, чтобы сбежать из этого комбината психов. Два побега не удались, если не получится .и третий, то не знаю, что с собой сделаю”.

“...Лечение меня насильно считаю антиметодом. Врачи свое дело сделали, подлечили, а остальное уж от меня зависит...”

Итак, если даже удастся добиться абстиненции наркомана с помощью запертых дверей, решеток на окнах и сторожей, что маловероятно, то все равно он, не имея осознанного желания порвать с пороком, вернется к употреблению одурманивающих веществ, даже после долговременной изоляции.

Хотя кое-где можно еще встретить сторонников устарелого метода принудительного лечения путем изоляции, в странах, имеющих значительный опыт борьбы с наркоманией, преобладает мнение, что добровольность является обязательным, хотя и недостаточным условием успешного лечения.

Как из этого следует, центральный вопрос результативности борьбы с наркоманией — установление и устранение первичных причин — источника желания молодого человека одурманить себя. Без этой потребности наркотики ему просто не нужны. Это условие занимает первое место и в предложенной нами стратегии поведения. Я стремился также показать, как легко ошибиться, если последствия порока принимать за его причины. Чтобы избежать подобного рода ошибок, попробуем представить себе цепь зависимости между причинами и вызванными ими последствиями в явлении наркомании.

Как указывалось, устранение причин возможно в разрыве цепи зависимости: человек в социальном окружении — специфические черты личности и внешние обстоятельства, побуждающие к одурманиванию наркотиками. Именно в этом случае действие наиболее эффективно, ибо исключает источник порока. Если же эта цепь будет разорвана в пресечении склонности к одурманиванию или в усложнении способов добывания наркотиков, т. е. так, как поступали раньше, то источник (причины) и обусловленная им склонность к наркотикам останутся нетронутыми. В результате — под влиянием сохраняющейся и все более накапливающейся силы причин и склонностей — человек находит новые способы доставать наркотики, и порок развивается.

Предложения без рецепта

Ранее, предлагая стратегию поведения при спасении молодых людей от наркомании, мы отмечали, что она относится к двум категориям лиц: тем, кто еще не обратился к наркотикам, но имеет к этому склонность, и тем, кто уже пристрастился к ним, оказавшись в петле наркомании. Назовем первых потенциальными наркоманами, а вторых — актуальными. Говорилось также о том, что воспитательное воздействие и опека в отношении этих двух групп молодых людей различаются в каких-то деталях.

Итак, перед нами встают два вопроса. Во-первых, как следует вести себя с потенциальными наркоманами, чтобы уберечь их от вступления на путь порока? Во-вторых, каким образом актуальных наркоманов свернуть с этого пути?

Основной принцип воздействия на потенциальных наркоманов выражен в лозунге: “Не создавать причин!” В отношении же актуальных наркоманов он звучит так: “Ликвидировать причины!”

Прежде чем перейти к деталям, еще раз подчеркнем истину, выраженную в заголовке раздела: предлагаемые действия не будут рецептом поведения, ибо, как мы убедились ранее, составление его просто невозможно.

К вопросу о профилактике наркомании

Дальнейшие советы адресованы, прежде всего, родителям потенциальных наркоманов.

Я уже упоминал о том, что подросток - склоняется к наркомании вследствие каких-то особых черт его личности. Если мы хотим дознаться первоначальных причин, порождающих порок, ограничиться этим нельзя. Чтобы предотвратить образование негативных черт, надо понять, как они возникают.

Несколько упрощая, можно сказать, что потребности — движущая сила поведения человека. Помимо всех известных биологических потребностей (питание, дыхание, сон), есть и другие, тоже важные, хотя и значительно меньше осознаваемые. Например, самоутверждение, эмоциональные межличностные связи, общественного одобрения и др.

Чрезвычайно существенная особенность потребностей человека заключается в том, что все они для его нормального функционирования должны удовлетворяться любыми возможными способами. Ни одна из потребностей, биологических или социальных, не может длительное время оставаться неудовлетворенной, ибо это грозит весьма серьезными последствиями для здоровья и психики индивида.

Наша жизненная активность постоянно направлена на удовлетворение своих различных потребностей: мы всю жизнь добываем пропитание; стараемся занять определенное положение в какой-то среде; добиваемся признания со стороны других лиц; стремимся к тому, чтобы нас любили. Одним словом, все, что мы делаем, прямо или косвенно служит удовлетворению наших потребностей: это они побуждают нас поступать определенным образом и избегать того, что им противоречит. Легко заметить, что каждая потребность может удовлетворяться разными способами. Одни из них приняты в данной среде, другие — нет. Например, какой-то молодой человек — способный футболист, его ценят в команде, он пользуется симпатией зрителей. Это в свою очередь мобилизует его к поддержанию своей спортивной формы. Так он сохраняет авторитет в команде, благодаря чему удовлетворяет свою потребность в признании. Другой юноша само утверждается, импонируя своим приятелям по компании карманными кражами в переполненных автобусах. Никто не может сравниться с ним: он — “мастер”, что вполне удовлетворяет его потребность в признании.

Способами удовлетворения своих различных потребностей человек овладевает в процессе воспитания - сначала в семье, затем в школе, в группе ровесников во дворе, в молодёжной или спортивной организации и др. Именно от этого зависит, научится ли он удовлетворять свои потребности и как именно. Основное значение в этом процессе имеют родительская опека и воспитание.

Разберемся в этом подробнее, рассмотрев пример частого, к сожалению, хотя и редко осознаваемого лишения ребенка родительской любви.

В одной семье родился желанный ребенок. Родители очень любят сына и доказывают ему это на каждом шагу, удовлетворяя, таким образом, его потребность в любви. Ребенок учится понимать, какие его поступки приносят проявления желанной родительской любви и какие, напротив, нередко вызывают их неодобрение.

Так продолжается примерно до третьего года жизни мальчика. За это время он сумел научиться, как нужно поступать в различных ситуациях, чтобы получать любовь родителей, в которой он очень заинтересован.

И, когда мальчику исполнилось три года, в семье появилась его сестричка. Родители ею просто очарованы и всю свою любовь без остатка отдают малышке. Девочка становится центральной фигурой в семье.

О сыне как бы забыли. Нет-нет, в отношении его не допускается никакой явной обиды: он всегда сыт, ухожен, хорошо, опрятно одет, родители заботятся, чтобы с ним не случилось ничего плохого. Разве что у них, увлеченных дочкой, которой посвящается каждая свободная минута, для сына уже нет достаточного времени, они не проявляют к нему прежней нежности, вдвойне одаряя ею дочурку.

Эти родители невольно лишили своего трехлетнего сына возможности удовлетворения его потребности в любви. Переживания мальчика можно сравнить с тяжелым состоянием влюбленной девушки, которую, ни с того ни с сего, внезапно оставил любимый.

Мы уже говорили, что потребности человека должны быть удовлетворены любыми способами, а поскольку те, которым в течение трех лет жизни успел научиться сын, перестали действовать, он ищет какие-то другие. Сначала он пытается своим “несносным”, поведением и разными выходками обратить на себя внимание родителей, давая понять: “Я тоже здесь, я по-прежнему хочу вашей любви”. Мама и папа обычно не понимают этого “шифра” и наказывают сына за плохое поведение (непослушание, разные выходки, упрямство, агрессивность и др.). В результате ребенок еще более ожесточается, становится строптивым и агрессивным, чувствует себя наказанным несправедливо. Он глубоко обижен и не понимает, почему родители лишили его своей любви.

Попытки трехлетнего сына обратить на себя внимание закончились неудачей. Он постоянно слышит возмущенный, гневный тон родителей. У мальчика накапливаются озлобленность, обида и горечь, хотя внешне это выражается пока в наивных формах: он ходит хмурый, замкнутый, редко смеется, со старшими держится неприязненно, неохотно выполняет их указания. Чаще всего на просьбы и требования отвечает: “Нет!” Бывает, делает все назло родителям.

Вот мы и подошли к моменту, когда появляются первые черты личности ребенка, формирующиеся в описанных условиях: упрямство, строптивость, озлобленность, негативное отношение к людям.

Раньше мальчик так и светился счастьем, был привязан к родителям, явно старался заслужить их одобрение. Теперь же в его поведении наступили отрицательные сдвиги, и родители пытаются устранить их преимущественно наказаниями, то и дело призывая мальчика к порядку; И действительно, под их давлением ребенок внешне подчиняется родительской воле, но внимательный наблюдатель заметит, что делает он это только из страха перед наказанием, скрывая озлобленность. Эмоционально он все меньше связан с ними. Это в свою очередь вызывает еще большую эмоциональную сдержанность родителей по отношению к сыну, с которым, как они говорят, невозможно справиться. Образуется замкнутый круг: чем активнее мальчик домогается всеми доступными ему способами родительской любви, тем быстрее лишается ее.

Накапливающиеся в ребенке бунт, озлобление и сильное психическое напряжение — результат неудовлетворенной потребности в любви. А родители, обычно не замечающие зависимости между собственными поступками и поведением мальчика, утверждают, что по неизвестным им причинам он стал так называемым трудным ребенком, и они уже теперь предвидят, каким он будет, когда пойдет в школу.

С возрастом все больше портятся отношения сына с родителями. В школьные годы отношения с мальчиком не могут наладить и учителя, к которым он тоже настроен враждебно. И те и другие не знают, что предпринять, ибо наказания вызывают противоположный эффект, а так называемые “разъяснения”, призывы к рассудку, уговоры и просьбы уже не производят на мальчика никакого впечатления.

Чаще всего он молчит, иронически или презрительно глядя на взрослых, и ведет себя по-прежнему.

Ему нипочем все советы, поучения и замечания. Попытки проявить к нему сердечность и внимание (и такой подход иногда применяется) мальчик встречает “в штыки”. И, что характерно, чем дружелюбнее к нему кто-нибудь относится, тем скорее нападает на него ребенок.

А что переживает сам мальчик? Ожесточение, чувство обиды и несправедливости, неприязнь к людям, сознание, что родители его “предали”. Сестренку, которую считает причиной своего несчастья, ненавидит больше всего. Переживает также сильную и неудовлетворенную потребность в любви, эмоциональной связи с родителями, со стороны которых встречает только наказания. Поскольку он не мог научиться ни любви, ни дружбе, то и сам их не проявляет. Не умея сосуществовать с людьми, мальчик вступает в многочисленные конфликты со взрослыми и сверстниками. Он очень хочет, чтобы его любили, но боится нового разочарования, эмоционального отторжения и поэтому предпочитает отталкивать сам, встречая враждебно каждое проявление доброй воли кого бы то ни было. Создалась совершенно парадоксальная ситуация, но, полагаю, в свете проведенного анализа она вполне понятна.

Стоит ли удивляться, что с такой травмированной психикой, переживая внутреннее напряжение и проявляя негативизм в отношении к окружающим и всему миру, с неудовлетворенными потребностями мальчик обратится к наркотикам? Вероятнее всего, он сделает это, если к негативным чертам характера добавятся еще и трудности пубертантного возраста, с которыми он совсем не умеет справляться.

Этот довольно подробный анализ выявляет одну из объективных причин возможного обращения подростка к наркотикам. Это лишь один пример из многих. Думаю, что теперь легче будет понять значение лозунга:

“Не создавать причин!”

Обобщая, можно сказать, что это означает: заботиться о создании оптимальных условий физического, психического и социального развития ребенка, так как от этого (как мы могли убедиться на данном примере) зависит формирование личности индивида.. Травмированная психика обусловливает склонность подростка не к решению своих внутренних проблем, а к уходу от них в наркоманию.

Рекомендация “не создавать причин” требует, однако, не только заботы родителей об удовлетворении потребностей ребенка. Речь идет также о научении его самостоятельному выбору способов удовлетворения своих потребностей, а также определению правильного решения в трудной ситуации. Человек, не имеющий этих навыков, чаще будет прибегать к замене их наркотиками. О таких людях обычно говорят, что у них “слабый характер”. Характер — в данном случае умение удовлетворять потребности и находить адекватное решение сложных ситуаций. Чем этих навыков меньше, тем характер слабее и тем более вероятна опасность наркотической трагедии.

Как учить ребенка надлежащему удовлетворению своих потребностей? Таких методов много. Особого внимания заслуживают три из них — они наиболее часто выступают в повседневной жизни семьи.

1. Использование инстинкта подражания. Он заключается в том, что родители показывают ребенку, как они удовлетворяют собственные потребности. Например, в любви — проявляя взаимное уважение и нежность, в безопасности — заботясь о доме и обеспечивая семье средства к существованию, в социальной значимости — добиваясь осуществления поставленных целей и др.

Ребенок с младенческого возраста подражает взрослым. Сама природа наделила его инстинктом подражания, весьма важным и необходимым, ибо он служит для усвоения различных форм поведения, которые ребенок наблюдает и перенимает у других, более опытных лиц.

Мы не раз имели возможность убедиться в наблюдательности детей. Они способны заметить и даже подсмотреть многие черты поведения, явлений, ситуаций, а затем пробуют воспроизвести их во время игры, подражая взрослым. Следовательно, если родители стараются правильно реализовывать свои потребности, то тем самым они подают ребенку хороший пример. Важно и специально показывать ребенку, как удовлетворяются различные потребности.

Необходимо добавить, что благодаря инстинкту подражания ребенок овладевает не только внешними формами поведения - он усваивает также связи и жизненные позиции родителей, их отношение к разным вопросам, способ мышления, оценки окружающего его мира и др.

2. Применение системы взысканий и поощрений. Сразу же хочу пояснить, что речь идет не об издревле известном и применяемом с мизерным эффектом методе принуждения ребенка к чему-либо под угрозой наказания (“Если принесешь двойку — получишь нагоняй!”) или же подкупа (“Получишь пятерку — куплю тебе велосипед”).

В широком понимании поощрением для человека является все то, что служит удовлетворению какой-то его потребности, а взысканием или наказанием — то, что затрудняет ему или делает невозможным ее удовлетворение.

Использование родителями взысканий и поощрений, именно так понимаемых, заключается в создании таких ситуаций, когда только определенные формы поведения ребенка приносят ему награду, а иные будут наказуемы, т. е. не приведут к удовлетворению потребности. Здесь используется очень важное явление, а именно: человек повторяет те формы поведения, которые обеспечивают ему поощрения или награды, и избегает тех, которые доставили ему неприятности, наказания.

Рассмотрим пример такой ситуации. Маленький мальчик заинтересован в одобрении отца, для него это — важная награда, удовлетворяющая его потребность в признании. Отец хвалит каждый раз, когда этого хочется сыну: и тогда, когда мальчик показывает ему рисунок, выполненный небрежно, кое-как, и когда построит несложное, но разваливающееся сооружение из кубиков, и когда старательно, с большими усилиями смастерит сложную модель самолета или ему удастся выложить из цветной мозаики красивый узор.

В результате ребенок привыкает к легкому удовлетворению своей потребности в одобрении: все, что он ни сделает, — якобы великолепно. На этой основе у него создается уверенность в своей исключительности, что в свою очередь то и дело приносит ему разочарования, ибо другие люди вовсе не считают его необыкновенным и не хвалят, за что попало. Ребенок приобретает привычку к неправильному удовлетворению потребности в признании.

Если бы отец более объективно оценивал начинания сына, хваля только то, что заслуживает одобрения, и одновременно указывая на ошибки, ребенок понял бы, что признание надо заслужить.

Закрепление ложного представления о собственных исключительных способностях или иных мнимых достоинствах приводит впоследствии к неприятным разочарованиям, конфликтам и формирует отрицательные черты личности, что, как мы знаем, затрудняет удовлетворение потребностей и в будущем может обусловить склонность подростка к употреблению наркотиков.

Итак, создание таких ситуаций, в которых поощряются только определенные поступки ребенка, служит своеобразной тренировкой, закрепляющей адекватные формы поведения, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

3. Обращение к родительскому авторитету. Я имею в виду не так называемый авторитет родительской власти над ребенком: “Ты должен поступать так-то и так-то, а иначе...”, или авторитет подкупа: “За каждую пятерку я что-то тебе куплю”, или же авторитет чрезмерной опеки: “Вася, не бей Таню, устанешь”. Такие авторитеты ложные, они противоречат правильному воспитанию и, хотя могут дать временный эффект, в итоге всегда ведут к формированию порочных черт личности ребенка.

Настоящий авторитет заключается во внутреннем, сознательном признании ребенком знаний” умений и опыта родителей, подобно тому, как мы признаем, например, авторитет выдающегося ученого, ценя его достижения в какой-то области (так что ему не нужно прибегать к власти, подкупу или иным способам, чтобы завоевать уважение и симпатию слушателей или студентов).

Если родители имеют у своих детей истинный авторитет, то являются для них как бы экспертами во многих областях жизни, и тогда ребенок охотно, по своей воле обращается к ним с различными проблемами, прислушивается к их советам, считается с их мнением в трудных и сомнительных для себя обстоятельствах. Поступает он так не из-за боязни наказания или желания польстить родителям и добиться одобрения, а потому, что доверяет им и считает их советы правильными.

Иначе обстоит дело, когда родители представляют для ребенка только внешний авторитет. В этом случае он, как правило, отвергает все то, что признают родители, даже, если их мнение мудро и разумно, насмешливо называя уговоры и убеждения взрослых “пустой болтовней” и “сотрясением воздуха”.

Неумение рационально решать конфликтные ситуации — черта, в значительной степени способствующая возникновению склонности к наркомании. Так же как иные навыки, способность к разрешению конфликтов приобретается в процессе нашего развития. Если ни родители, ни учителя не обучили ребенка этому умению, то перед лицом неизбежных конфликтов он или проявляет беспомощность, или решает их неумело, в ущерб себе. Это порождает у него досаду, недовольство собой, но, прежде всего — страх перед любыми конфликтными ситуациями. Подросток пытается отстраниться от них, а так как чаще всего уйти от досадных проблем невозможно, то он ищет спасения в наркотическом дурмане.

Ребенка необходимо научить далеко не простому решению различных конфликтных ситуаций, если же эти навыки у него не сформированы, он сталкивается с неприятностями, потерями, которые блокируют возможности удовлетворения его потребностей.

Воспитать это умение достаточно сложно, тем более что оно предполагает наличие у человека хорошо разработанной системы нравственных ценностей, которой следует руководствоваться при разрешении различных конфликтов.

К каким последствиям приводит отсутствие этого искусства, говорит нам известная притча о буридановом осле, который никак не мог решить, что ему съесть сначала — овес или свежее сено, и умер с голоду.

Не следует забывать, что многие молодые люди впервые обратились к наркотикам только из-за неумения разрешить терзающие их противоречия.

До сих пор мы говорили о приобретенных негативных характерологических чертах личности как о причинах наркомании среди молодежи. Причины эти можно устранить при соответствующем поведении родителей и воспитателей. Существуют еще и врожденные психические особенности, которые также обусловливают предрасположенность к наркомании. К сожалению, ни возникновение этих черт у ребенка, ни их устранение от нас никак не зависят.

Каким же образом (в свете лозунга “не создавать причин!”) поступать в отношении лиц, склонных к пороку в силу врожденной предрасположенности? Проблема эта тоже требует специального обсуждения.

К врожденным особенностям чаще всего относят заметное сверхвозбудимое или заторможенное поведение ребенка. Не вдаваясь в подробности происхождения этих свойств, скажем только, что они обусловлены унаследованным типом структуры психики и лишь в очень незначительной степени поддаются внешней коррекции. Следует иметь в виду, что эти проявления могут быть и результатом воздействия различных социальных и воспитательных факторов (Этого случая не будем принимать во внимание, поскольку он относится к рассмотренным ранее внешним причинам.)

Сверх возбудимость психики ребенка заключается не только в его повышенной подвижности, как обычно думают. Такой ребенок руководствуется в своем поведении импульсами, что и составляет основу данного свойства психики.

Если внимательно присмотреться к поведению человека, можно заметить, что оно проходит по схеме: обдумывание (планирование) — действие (поступок). Тому, что мы собираемся сделать, всегда предшествует хотя бы кратковременное размышление, определяющее цель (что я хочу сделать) и результат (каковы будут последствия). Лишь потом наступает собственно деятельность, от которой мы можем воздержаться, если, например, осознаем в процессе обдумывания ее неприятные последствия.

У ребенка с проявлениями сверх возбудимости эта схема перевернута: действие — размышление. Сначала он что-то сделает, а потом, позже, начинает оценивать, обдумывать. Например, в порыве внезапного желания он хочет выяснить, какие впечатления сопутствуют прыжку с парашютом, — и тут же выскакивает из окна с раскрытым зонтом, не думая о грозящей опасности.

Поведение такого ребенка — цепь не обдуманных предварительно действий. Они стихийны, внезапны.

Разумеется, подобное поведение молодого человека вызывает конфликты с окружающими и сильно затрудняет ему согласие с принятыми в обществе нормами. Он не может в соответствии с ними удовлетворить многие свои потребности, поэтому ощущает постоянное психическое напряжение и опасения перед неприятными последствиями своих поступков, сдержать которые не может.

Все же такие лица к школьному возрасту достигают надлежащего социального функционирования, дающего им возможность учиться, хотя они по-прежнему нуждаются в контроле за своим поведением, что хлопотно как для родителей, так и для учителей. Это дети, о которых педагоги говорят, что предпочли бы иметь под своей опекой три класса, нежели одного такого ученика, которому в течение минуты приходит в голову тысяча разных замыслов и все их он хочет реализовать немедленно.

Положение таких детей в школе незавидно. Учителя, чаще всего не зная причин необузданности поведения ученика, пытаются различными наказаниями и ограничениями справиться с его несдержанностью и научить рассудительности. Разумеется, безуспешно, ибо этим путем поправить неблагоприятную ситуацию невозможно.

Неудивительно, что дети со сверх возбудимой психикой обычно не успевают в учебе и избегают школы, что усугубляет их состояние фрустрации. Накапливающийся с возрастом комплекс всех этих трудностей склоняет молодых людей к наркомании, в которой они пытаются найти хотя бы суррогат удовлетворения своих потребностей и освободиться от неприятных последствий собственного неадекватного поведения.

Необходимо отметить, что подростки со сверх возбудимой психикой значительно реже обращаются к употреблению наркотиков, нежели дети с заторможенным поведением, зато чаще предпочитают алкоголь.

Как же уберечь детей со сверх возбудимой психикой от опасности порока?

Заметим, что с общественной точки зрения в поведении сверх возбудимых людей есть такие объективно ценные черты, как незаурядная активность, энергичность, предприимчивость в деятельности. И вместо того чтобы понапрасну пытаться ликвидировать проявления сверх возбудимости у молодых людей, следовало бы эти особенности использовать, направляя исключительно большую энергию подростка на цели, важные как для него самого, так и для окружающих.

С этой целью необходимо создавать этим детям в семье, в школе, в молодежных организация в различных кружках такие условия, чтобы упомянутые психические черты не только не мешали им, а стали просто необходимы для удовлетворения их потребностей, особенно в достижении успехов, и в то же время позволяли добиться значимых результатов, как в общественном, так и в воспитательном плане. Особенно большие возможности для этого дают спорт, туризм, а также проблемный, индивидуальный и коллективный процесс школьного обучения. Решительно противопоказаны детям со сверх возбудимой психикой занятия статичные, монотонные, однообразные, требующие длительного сосредоточения внимания или значительного участия мыслительных процессов.

Поговорим теперь о заторможенном поведении. Заторможенность активности, по сути, является свойством психики, противоположным сверх возбудимости. Поведение заторможенного ребенка подобно восприятию кинофильма, снятого в ускоренном темпе. Следует особо отметить, что такой ребенок способен выполнить все то же, что и его нормальный ровесник, а нередко — больше и лучше, но в течение значительно большего времени.

Проблемы начинаются, когда он становится членом группы сверстников. Только в коллективе становится совершенно очевидным, что он отстает от товарищей по темпу, всегда оказываясь на последнем месте. Из-за этого его часто притесняют другие дети, насмехаются, награждают обидными прозвищами и т. д. Группа обычно отталкивает его или относится к нему с пренебрежением.

Итак, заторможенность поведения не позволяет девочке или мальчику удовлетворять такие свои социальные потребности, как самоутверждение, получение признания и одобрения, ибо для этого необходим коллектив. Именно этот мотив побуждает нас стремиться к возможно более значимому положению в различных социальных группах.

Ситуация еще более осложняется, когда ребенок поступает в школу. Ученик с заторможенной психикой не поспевает за темпами обучения, рассчитанными на средние возможности класса. При нынешней классно-лекционной системе учитель не имеет возможности снизить темп прохождения материала или заниматься с отстающим учеником индивидуально. В результате такой ребенок все больше и больше отстает в учебе и, следовательно, не удовлетворяет своей потребности в достижении успехов.

Не престижное положение среди ровесников, трудная ситуация в школе тяжело переживаются подростком. Стрессы, фрустрация, сильное эмоциональное напряжение — все это склоняет к наркомании, так как благодаря одурманиванию он может смягчать неприятные впечатления действительности.

Тактика, предотвращающая порочное влечение, которое угрожает молодым людям с заторможенной психикой, определяется самой природой этого свойства. Основная задача профилактики в этом случае - создание подростку условий, обеспечивающих адекватный его возможностям темп деятельности. Такая организация принесет ему сознание полного удовлетворения.

Применяемые родителями и учителями разнообразные меры, предусматривающие побуждение подростка к ускорению темпов деятельности, особенно в процессе школьной учебы, чаще всего безуспешны, поскольку, как мы упоминали, заторможенность — особая психическая черта, которая практически не поддается коррекции.

Следует также добавить, что настойчивое, грубое склонение ребенка с заторможенной психикой к ускорению темпа деятельности, особенно путем высмеивания, наказаний и др., может довести его до тяжелого невроза, в чем не все взрослые отдают себе отчет.

Итак, повторяем: чтобы уберечь своего ребенка от наркомании, не создавайте причин!

<<



Используются технологии uCoz