Современная концепция лечения

 

ОРУЖИЕ ДЛЯ САМОИСТРЕБЛЕНИЯ

 

Алкоголь... Пьянство... Эта проблема с каждым годом волнует все большее число людей в разных странах мира. И не только врачей, но и представителей самых разных профессий: педагогов, руководителей производства, юристов, домашних хозяек...  

Она никого не оставляет равнодушным и каждый, в силу своего понимания и личного опыта, так или иначе, формулирует свое отношение к употреблению спиртных напитков. Старая пословица гласит: «Сколько людей, столько и мнений». Однако в отношении алкоголя все люди едины в одном мнении: пьянство – несомненное зло как для самого пьющего, так и для окружающих его людей. Но, сходясь в конечной оценке пьянства, люди по-разному определяют свое отношение к алкоголю в целом. Одни, занимая радикальную позицию в этом вопросе, рассуждают так: раз употребление спиртных напитков приводит к пьянству и хроническому алкоголизму, необходимо ввести сухой закон, то есть полный запрет на производство, продажу и употребление всех видов спиртных напитков. Другие полагают, что не все люди, употребляющие спиртное, злоупотребляют им, и тем более, не у всех развивается болезнь – хронический алкоголизм. Значит, необходимо не запрещение алкоголя вообще, а воспитание в человеке таких качеств и создание таких условий, при которых стало бы невозможным злоупотребление алкоголем. Сторонники этой точки зрения придерживаются различных подходов к реализации своей идеи – одна часть стоит на позициях ограничения потребления спиртных напитков, регулирования его путем различных мероприятий в виде воспитания у человека отрицательного отношения к алкоголю, состоянию опьянения и запретительных мер. Другие же основой регулирования и «безопасного» (в смысле развития пьянства и алкоголизма) употребления спиртных напитков считают, прежде всего, внедрение и развитие культуры потребления спиртного и даже рекомендуют обучать детей этому «искусству» с раннего возраста, советуют пить только сухие вина, утверждая, что они не только безвредны, но и полезны для здоровья. Некоторые из этих «пропагандистов» утверждают, что лучше пить водку, но «в меру», забывая при этом, что такое понятие весьма относительно. Это разноголосье дезориентирует людей и приводит к неправильным выводам и действиям.  

Столь противоречивое отношение к употреблению спиртных напитков и предлагаемым мерам борьбы с пьянством и алкоголизмом, по нашему мнению, объясняется двумя факторами. Во-первых, большинство людей еще недостаточно четко представляют себе, что же такое алкоголь и какое действие он оказывает на организм, к каким последствиям может привести употребление тех или иных доз спиртных напитков при разовом, единичном и систематическом их употреблении. Во-вторых, когда человек предлагает меры по предупреждению пьянства и алкоголизма, он, как правило, исходит из своего личного опыта и не учитывает опыт борьбы с пьянством и алкоголизмом, накопленный обществом. В истории человеческого общества были и попытки введения «сухого закона», подкрепляемые карательными мерами, вплоть до смертной казни, и различные ограничения, направленные на уменьшение потребления спиртных напитков. И, тем не менее, человечество не отказалось от употребления алкоголя. Более того, в большинстве стран мира растет производство и потребление спиртных напитков.  

Так, за десятилетний период с1970 по 1980 гг. потребление спиртных напитков на душу населения в пересчете на 100 % алкоголя возросло: в ФРГ – на 12 % (с 8,9 до 10 л), в Бельгии – на 19% (с 9,6 до 11,4 л), в США – на 23% (с 7 до 8,6 л), в Канаде – на 32,3% (с 6,5 до 8,6 л), в Великобритании – на 34% (с 6,4 до 8,6 л), в Нидерландах – на 56,3% (с 5,5 до 8,6 л). В странах бывшего социалистического лагеря с 1990 по 1995 гг., к примеру, в Венгрии – на 12,8% (с 8,9 до 11.47 л), в Молдове почти на 300% (с 4,8 до 12, 67 л), на Украине на 309% (с 4,2 до 13,0 л).  

Как отмечают американские исследователи, 3/4 взрослого населения страны употребляют спиртные напитки, а затраты населения на спиртные напитки за 20 лет возросли более чем в 3,3 раза и достигали на 1980 г. 30 млрд. долларов. Согласно статистическим расчетам Национального Института Исследований Алкоголизма (National Institute on Alcohol Abuse and Alcoholism), в 1998 году экономические затраты США, связанные со злоупотреблением спиртными напитками, составили $185 млрд. Предупреждение одного случая алкоголизма позволяет обществу сэкономить более $119 тыс. Каждый доллар, вложенный в программы предупреждения алкоголизма, позволяет сохранить более $9.  

Алкоголизм – явление глобального характера, превосходящее по своей остроте и распространенности все остальные, связанные с употреблением наркотиков, вместе взятые. По данным ВОЗ (1997), в мире насчитывается 120 млн. больных алкоголизмом (с «синдромом алкогольной зависимости»), а показатель распространенности заболевания – 2 %. Алкогольная ситуация в развитых странах различна. Во всех странах, где употребление алкоголя официально разрешено, большинство взрослого населения пьет. В США, по меньшей мере, 100 млн. американцев употребляют алкогольные напитки либо постоянно, либо от случая к случаю. Большая часть тех, кто пьет – это, так называемые, «социальные», или «бытовые» пьяницы, без явно выраженных признаков алкоголизма. Тем не менее, около 10% пьющих, в той или иной степени, страдают от болезней, связанных с употреблением спиртного. И, хотя эта доля в процентном отношении может показаться незначительной, общее число людей, охваченных этим явлением, весьма велико.  

В США насчитывается 10 млн. человек, испытывающих потребность в алкоголе, и от 1 до 2 млн. человек, употребление спиртного которыми вызвало органические изменения в их организме. В России 25 млн. человек страдают зависимостью от алкоголя, во Франции – от 4 до 4,5 млн., в Западной Германии – 2,5 млн. и в Великобритании – от 0,5 до 1 млн. зарегистрированных алкоголиков. Во многих странах, особенно в странах Восточного блока и некоторых развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки, 5-10% всего населения больны алкоголизмом.  

В двухтомном руководстве по психиатрии под редакцией профессора А.С. Тиганова приводятся следующие цифры распространенности экзогенных психических расстройств: «Согласно восьмому специальному отчету министра здравоохранения и социального обслуживания Конгресса США по вопросу «Алкоголь и здоровье» (1993), в США душевое потребление алкоголя в 1989 г., после нескольких лет небольшого повышения, стало чуть ниже уровня 1977 г., при этом потребление крепких напитков значительно снизилось и составило 73% от прежнего уровня. С 1982 по 1990 г. снизилось на 5-10% число пьяных водителей, по вине которых происходили аварии со смертельным исходом. В 1979-1988 гг. отмечалась тенденция к снижению процента смертельных исходов, связанных с приемом алкоголя. Однако, при всех этих переменах отправной точкой был чрезвычайно высокий уровень соответствующих показателей. Поэтому, и поныне ситуация остается весьма серьезной: в 1988 г. приблизительно 15,3 млн. американцев старше 18 лет по своему состоянию, в той или иной мере, соответствовали диагностическим критериям алкоголизма [Grant В F. et al., 1991]. Ситуацию в США к середине 90-х годов M. A. Schuckit (1995) характеризует следующим образом: употребляют алкоголь в течение жизни 90% американцев, систематически употребляют 60-70 %, имеют связанные с алкоголем проблемы более 40%, злоупотребляют алкоголем 20% мужчин и 10% женщин, имеют алкогольную зависимость, то есть, страдают алкоголизмом 10% мужчин и 3,5% женщин. Автор подчеркивает, что эти показатели имеют существенные различия в разных группах населения и зависят от социального положения и культурных особенностей. Наиболее высокие показатели отличают, с одной стороны, слои общества, имеющие высокий социальный статус в отношении образования и экономического обеспечения, а с другой – некоторые малообеспеченные группы населения. Распространенность алкоголизма в общем населении (по показателю lifetime prevalence) определяется как: 19% среди мужчин и 3-5% среди женщин, а злоупотребление алкоголем – 20% среди мужчин и 10% среди женщин. Начинают употреблять алкоголь чаще в возрасте 15-20 лет; пик же распространенности злоупотребления алкоголем приходится на 20-40 лет. Этим данным соответствуют и показатели распространенности алкоголизма, приводимые J. H. Jaffe (1995): в 1994 г. показатель распространенности злоупотребления алкоголем без зависимости был 9,4±0,5%, алкоголизма, то есть. зависимости от алкоголя – 14,1±0,7 %.  

«Алкогольная» смертность составила около 5% от общей смертности. Среди более частых причин смерти оставались болезни сердца, злокачественные опухоли и цереброваскулярные поражения. Более того, при снижении процента связанных с приемом алкоголя дорожно-транспортных происшествий (ДТП) со смертельным исходом их число в 1990 г. по-прежнему составило 50 % от всех ДТП; при устойчивой тенденции постепенного снижения потребления спиртного школьниками старших классов в 1988 г. 92 % из них пробовали спиртное, 1/3 систематически выпивали, более 1/3 время от времени напивались до тяжелого опьянения.  

В странах Европейского региона потребление чистого алкоголя в пересчете на душу населения в 1993 г. колебалось в широком диапазоне – от 2 л в Израиле до 22 л в Латвии [Harkin A. M. et al., 1997]. В ряде европейских стран, которые прежде возглавляли список потребителей алкоголя, в период с 1980г. по 1992-1993 гг. произошло существенное снижение потребления – в Италии на 51%, в Испании на 36%, во Франции на 25%. В целом по региону большее или меньшее снижение потребления алкоголя отмечено в 11 странах. Но, вместе с тем, в 21 стране (Латвия, Литва, Эстония, Польша, Македония, Чехия, Греция, Ирландия и др.) отмечалось увеличение его потребления.  

В Венгрии в 1985-1986 гг. 25% взрослого мужского населения были отнесены к проблемным или тяжелым пьяницам; 10% всего населения злоупотребляют алкоголем. В Финляндии в 1994 г. около 5% населения в возрасте старше 14 лет составили проблемные пьяницы. В Ирландии в 1991 г. среди 15-летних школьников 36% мальчиков и 22% девочек регулярно потребляли спиртное; среди 17-летних эти показатели составили соответственно 63% и 40%, причем число пьющих девушек с 1984 по 1991 г. удвоилось.  

При сопоставлении этих данных с показателями смертности от цирроза печени обнаружено отсутствие строгого параллелизма. В частности, Грузия с ее небольшим душевым потреблением абсолютного алкоголя (3 л) находится среди стран с высокой смертностью от цирроза печени (около 25 чел. на 100 000 населения); в то же время Латвия при очень высоком уровне потребления (22 л) относится к странам с низкой смертностью от цирроза печени (около 11 чел. на 100 000 населения).  

Иначе обстоит дело с заболеваемостью алкогольными психозами: страны с самым высоким потреблением алкоголя (Латвия, Эстония, Словения, Финляндия, Польша, Литва и др.) отличаются высокими показателями (в Латвии – 67,8 чел., в Финляндии – 61,2 чел., в Эстонии – 53,8 чел. на 100 000 населения). При этом отмечается быстрый рост заболеваемости за последние годы (в Эстонии - с 29 в 1990 г. до 53,8 в 1993 г.; в Финляндии заболеваемость в 1991 г. была вдвое выше, чем в 1980 г., причем наибольший рост приходится на последние 5 лет). В странах же с низким душевым потреблением алкоголя (Израиль – 2 л, Армения – 2,5 л, Грузия – 3 л, Норвегия – 5 л) заболеваемость алкогольными психозами находится на самом низком уровне (в Израиле – 1,3 чел., в Армении – 2,3 чел., в Грузии – 1,4 чел., в Норвегии – 10,2 чел. на 100 000 населения). Аналогичная закономерность проявляется в показателях смертности вследствие ДТП: они наивысшие в странах с самым высоким уровнем потребления алкоголя (в Латвии – 35 чел., в Эстонии – 24 чел. на 100 000 населения) и минимальные там, где потребление спиртного низкое (Израиль и Норвегия – по 7 чел. на 100 000 населения).  

Соотношение женщин и мужчин среди больных алкоголизмом в развитых странах Европы и США находится между 1:5 и 1:2, хотя в недавнем прошлом оно составляло 1:12 и меньше. В нашей стране соотношение учтенных больных алкоголизмом женщин и мужчин в середине 80-х годов было 1:12, а в 1991 г. – 1:9 и в 1995 г. – 1:6»  

Приведенные данные говорят о том, что в настоящее время проблема чрезмерного употребления алкогольных напитков во многих странах приобрела общегосударственный характер. С одной стороны, они стали непременным атрибутом различных празднеств, а с другой – оказываются непосредственной причиной нарушений общественного порядка, роста преступности, падения нравственности, нанесения экономического ущерба обществу, снижения уровня здоровья населения.  

Так, китайские эксперты в последние годы отмечают заметный рост числа людей, страдающих алкоголизмом. Не помогают ни призывы к умеренному питью, ни официальное снижение крепости алкогольных напитков почти на 28%. За последние десять с лишним лет количество алкоголиков в китайском обществе выросло с 16 до 68 человек на 100 тыс. населения. Количество же просто каждодневно пьющих водку среди мужчин и женщин составляет, соответственно, 16% и 3%. И в этом Китай идет впереди планеты всей, особенно, учитывая его почти 1,3-миллиардное население.  

Сильно «закладывать за воротник» стали и женщины, что раньше было неслыханно. В харчевнях и ресторанах можно довольно часто наблюдать представительниц слабого пола, пропускающих стаканчик-другой 56-градусной водки «Эрготоу» или 38-градусной «Цзинцзю». Что уж тут говорить о мужчинах?  

Китайские ученые вывели специальную формулу «пития», которая будто бы поможет избежать психических заболеваний и алкоголизма. Согласно рекомендациям китайских специалистов, ежедневно китайцу можно выпить две бутылки пива и 50 г водки, а китаянке вполне достаточно одной бутылочки пивка. При этом два раза в неделю лучше полностью воздерживаться от употребления алкоголя.  

В Австралии не менее остро стоит проблема пьянства и употребления наркотиков. Причем, в результате проведенного специалистами Федерального правительства исследования, выяснилось, что 48% мужчин и 41% женщин слишком много пьют … находясь при этом в рядах полиции.  

«Злоупотребление алкоголем может негативно сказываться на их способности эффективно выполнять свою работу, а прием наркотических препаратов, вообще противоречит их основным обязанностям», – говорится, в частности, в документе, опубликованном по результатам исследования. «Такие сотрудники правоохранительных органов не только сами нарушают закон, но и становятся объектом шантажа со стороны преступных группировок», – констатируют авторы доклада.  

Приведенные статистические данные говорят о том, что алкоголизм и неумеренное употребление алкоголя, как явление, давно уже стало массовым и носит характер пандемии с тенденцией к неуклонному нарастанию. Возникнув не сегодня и не вчера, оно давно перестало быть только лишь медицинской проблемой, проблемой одного отдельного человека, став социальной и психологической проблемой любого общества, частью западной культуры.  

Классик французской социологии К. Леви-Стросс определил: «Мир управляет жизнедеятельностью человека через культуру». Если это действительно так, то противостоять культуре означает противостоять миру. Так, по крайней мере в голове каждого из нас, эта проблема и представляется. Противостоять сегодня всем пьяным традициям, обычаям, мифам и предрассудкам, означает противостоять культуре, противостоять конкретным носителям этой культуры, противостоять, фактически, тому миру, в котором мы живем. И трудно в этой связи не согласиться с К. Марксом: «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых».  

«Но традиции тяготеют, конечно же, не сами по себе, а посредством людей, объединенных, скажем, в праздничную толпу за праздничным столом. Эта толпа, как и любая иная, примитивна и консервативна. Она не выносит новшеств и отличий, непонятного и оригинального, возражений и критики. Ее высшая мудрость: «Не нарушай традиций!» и «Не отрывайся от коллектива!». На что способны люди, становясь обыкновенной толпой, общеизвестно. Люди любят безответственность и силу. Поэтому они стремятся стать толпой, стать массой.  

Человек массы любит алкоголь за то, что этот яд уравнивает всех, всех делает одинаковыми. Стремление к спаиванию своего ближнего за праздничным столом – это латентное стремление сделать всех стадом.

И люди хотят быть стадом. И не любят, когда некто из стада высовывается. Высовывающийся из стада, – мнится человеку массы, – метит в пастухи. А пастух должен быть один. И пастух уже есть!» (Е. Батраков «Социальный детерминизм и свободная воля», Абакан, 1999).  

И ученые древнейших времен, и ученые Средних веков, и современные специалисты установили, что алкоголь несет гибель и деградацию, разрушение всех моральных устоев общества, психическое и физическое вырождение наций. В ответ на это всегда можно услышать, что, учитывая тысячелетний опыт «пития» человечеством, здесь слишком сгущаются краски. Все, мол, выпивают, и ничего – вроде никто не деградирует. Так ли это на самом деле?  

Козьма Прутков в свое время сказал: «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь» или же: «Зри в корень!». Оснований сомневаться в этих изречениях, ставших классическими, нет никаких. Поэтому, чтобы разобраться в алкогольной проблеме с нагромождением различных мифов, предрассудков, скрытой и явной лжи, особенно про российские питейные традиции, нужно обратиться к страницам истории.  

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС 

Действительно, как бы глубоко мы не заглядывали в историческое прошлое, везде можно «наткнуться» на упоминание о вине. Тексты Древнего Египта, мифы Древней Греции и Древнего Рима, библейские сказания, Коран и другая древняя религиозная и светская литература полны сведениями о вине. Подсчитано, что только в Ветхом Завете слово «вино» встречается 140 раз.  

Согласно одной из легенд, возделывание виноградной лозы и изготовление вина получило свое начало еще в Иллирии, до всемирного потопа. Другая легенда приписывает открытие вина Ною, единственному из людей, продлившему после потопа человеческий род. По-видимому, Ной устроил себе достаточно сладкую жизнь и начал «заливать за воротник» вполне профессионально. Иначе с ним не приключилась бы такая ветхозаветная история: «Ной начал возделывать землю, и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и, вышедши, рассказал двум братьям. Сим и Иафет взяли одежду, и, положив ее на плечи свои, пошли задом, и покрыли наготу отца своего» (Бытие. 20-23).  

«Если Ноя на вино навел козел, то древних греков – овца, которая постоянно убегала из стада и возвращалась в хлев позже других. Пастух Стафилос проследил за беглянкой и увидел, как та наслаждается плодами неизвестного растения. Недолго думая, он набрал этих плодов и принес своему хозяину Ойносу. Тот, будучи не менее любознательным, чем Ной, выжал сока и попробовал его. Недопитый остаток сока со временем приобрел новые удивительные и, воистину, волшебные свойства. Поэтому Ойнос принес изобретенный им напиток в дар богу Вакху. Награда не заставила долго ждать: веселый бог научил Ойноса настоящему виноделию. Создается впечатление, что вино увидело свет исключительно благодаря домашним животным. Так, древнегреческий историк Гекатей Милетский утверждал, что виноградарству и виноделию положила начало собака по кличке Ойнос, которая внезапно ощенилась виноградным кустом. Ее хозяин Орисфей, тоже большой экспериментатор, посадил и вырастил этот куст и спустя пару лет стал наслаждаться божественным напитком» ( В.П. Нужный)  

Помимо мифологических, существует и немало реальных подтверждений исключительно древнего знакомства человечества с вином. До нашего времени дошли сцены уборки винограда и его переработки в вино, изображенные на гробнице египетского фараона Птогетена, жившего за 4 тыс. лет до н.э. Картины, отражающие разные этапы производства вина, находили и в других египетских гробницах. А в гробнице Тутанхамона (XIV век до н.э.) обнаружены предметы, свидетельствующие и о достаточно высокой «культуре» возлияний. Также, семена дикого и культурного винограда часто находят при археологических раскопках свайных жилищ древнего человека.  

В результате расшифровок иероглифических текстов установлено, что в Древнем Египте изготовляли десять сортов вин, в том числе из плодов пальмы и граната; римские же источники начала новой эры насчитывают более 80 сортов вин.  

Начиная с VII–III вв. до н.э. (по утверждениям разных авторов) виноградарство и виноделие начало широкое победное шествие по всем странам, где вызревал виноград. А в 1 веке до н.э. виноградники так заполонили все берега Средиземного моря, что римский император Тит Флавий Домициан, опасаясь за судьбу других сельскохозяйственных культур, приказал уничтожить все виноградные лозы.  

Славились и азиатские вина, особенно вино, называемое греками мареотис. Именно этим вином Клеопатра с Антонием доводили себя до состояния полного безобразия.  

«Греки и римляне освоили способ сгущения вина в бурдюках или сосудах, подвешиваемых в углах дымоходных труб, до такой степени, что получался сироп или сухая масса, которую перед употреблением разбавляли горячей водой. Плиний Старший пишет, что было однажды столь жаркое лето, что виноград высох прямо на ветках, а полученное из него вино имело густоту сиропа. Этому вину приписывали способность продлевать жизнь. Так, Ливия, вторая супруга императора Августа, говорила, что именно ему она обязана своим цветущим здоровьем на 82-м году жизни. Это вино она употребляла ежедневно». (В.П. Нужный)  

Создается впечатление, что в древнегреческом мире вино пили все, всегда и повсюду. За 6 веков до н.э. пророк Иезекииль хвалил вина Хеблона, продававшиеся на ярмарках в Тире. По мнению афинского комика Кратина, основателя так называемой «старшей афинской комедии», самым лучшим было белое вино из Менде, которое не теряло во вкусе даже при разбавлении его водой. Он искренне считал, что именно этим вином жрец Гермипил угощал сына Латоны, одной из жен Зевса, матери Аполлона и Артемиды.  

Со слов известного путешественника и писателя Павсания жители всех греческих городов яростно оспаривали право считаться родичами бога вина и виноделия Вакха, или Диониса, которого римляне называли Бахусом. Ежегодный праздник в его честь был самым пышным, почитаемым и заметным по последствиям. Во время вакханалий так напивались и распоясывались, что воспоминаний – радостных и печальных – хватало на целый год.  

«Что за обед здесь? Какое собранье? Зачем тебе это?

Свадьба ли здесь или пир? Ведь не в складчину ж он происходит.

Кажется только, что гости твои необузданно в доме

Вашем бесчинствуют. Стыд бы почувствовал всякий разумный

Муж, заглянувший сюда, поведенье их гнусное видя».

                                                                                 (Гомер «Одиссея». С. 225)

 

«Двум Атрейонам, царю Агамемнону и Менелаю,

Тысячу мер, как подарок, напитка прислал Язонион.

Прочие мужи ахейские меной вино покупали:

Те за звенящую медь, за седое железо меняли,

Те за воловые кожи или за волов круторогих,

Те за своих полоненных. И пир уготовлен веселый.

Целую ночь кудреглавые мужи ахейцы по стану

Вкруг пировали, а Трои сыны и союзники – в граде.

Целую ночь им беды совещал олимпийский провидец,

Грозно гремящий, – и страх находил на пирующих бледный»

                                                                            (Гомер «Илиада». С. 470)

 

И можно привести очень много подобных цитат из «Илиады» и «Одиссеи». Гомер сообщает о винах прамнитских, маранитских, лемносских, итакских, пилосских, фракийских; о кислых молодых винах, которые поначалу заставляли морщиться, но с течением времени становились крепкими и душистыми. Он дает даже классификацию вин, подразделяя их на сладкие, медвяно-сладкие, сладко-душистые, крепкие, благовонные; характеризует вина как светлые, божественно-чистые, золотые, пурпурные, огневые, искрометные.  

«Полководец Лукулл по возвращении из Азии, раздал народу более ста тысяч амфор греческого вина. Цезарь на торжественных пирах раздавал хиосское вино бочками. Но, бывало, что и по будням народ предавался самому разнузданному пьянству». (В.П. Нужный)  

В культуре эллинизма употребление вина играло значительную роль, поэтому многие философы обращались к проблемам винопития. История не сохранила многие специальные сочинения о винопитии. В лету канула книга Аристотеля об опьянении, Антисфен написал книгу «Об употреблении вина» сохранившуюся, к сожалению, только в отрывках. Но и то, что донесла до нас история, позволяет ощутить остроту полемики вокруг винной темы. В основном между поэтами и философами той эпохи.  

В оппозиции к употреблению вина стояли киники. Судя по всему, наиболее последовательную позицию из них занимал Кратет Фиванский (конец IV в. до н.э.).

(Здесь и далее даты жизни философов и видных деятелей приводятся по словарю античности. М. Прогресс, 1993). Согласно Диогену Лаэртскому и Афинею, он пил только воду (Диоген Лаэртский. VI, 5. 90. Athen., X, 422C).  

Кратет писал:

«Остров есть Пера среди виноцветного моря порока.

Дивен и тучен сей остров. Владений окрест не имеет.

Дурень набитый и трутень, как и развратник негодный,

Жадный до толстого зада, в пределы его не допущен…»

                                                                             (Антология кинизма. С. 163-164)

 Пера – нищенская котомка киника – это альтернатива морю порока. Показательно перефразирование Гомера. У автора «Одиссеи» виноцветное море омывало прекрасный остров Крит, у Кратета – порок имеет цвет вина.  

Свои позиции Кратет отстаивал весьма радикально. Слова его совпадали с делами. Он говорил: «…распутство и пьянство приводят лишь к безумию» (Диоген Лаэртский. VI, 5. 89). А когда «Деметрий Фалерский послал ему хлеба и вина – он стал попрекать его и воскликнул:-- «Ах, если бы источники текли и хлебом!» – ибо, конечно, пил он только воду» (Диоген Лаэртский. VI, 5. 90).  

Не удивительно, что древнегреческий философ Платон (428 – 348 гг. до н.э.), основатель школы объективного идеализма, ученик Сократа, в своих «Законах» со знанием дела рассуждал о пьянстве и учил, что оно «не подобает никогда, за исключением празднеств в честь бога, даровавшего вино». «Совершенно нельзя пить никому днем», -- говорил он, -- «разве что для телесных упражнений или по причине болезни; нельзя пить и ночью, имея в виду брачное общение и зачатие».

«Достигшие сорока лет могут пировать... Ведь Дионис даровал людям вино как лекарство от угрюмой старости, и мы снова молодеем и забываем наше скверное настроение, жесткий наш нрав смягчается, точно железо, положенное в огонь, и потому делается более гибким.

Разве мы не сказали, что в этом случае души пьющих людей охватываются огнем и, точно раскаленное железо, становятся мягче, моложе, а вследствие этого и податливее в руках того, кто может и умеет воспитывать их и лепить, словно дули молодых людей? Таким лепщиком является то же самое лицо, что и раньше: это - хороший законодатель. [...]

Стражами, содействующими этим законам, должны быть люди спокойные и трезвые; именно они должны быть начальниками над нетрезвыми. [...]

Не правда ли, если бы опьянение и забавы были таковы, то пирующие получали бы от них пользу и расходились бы с них не врагами, но еще большими друзьями, чем были прежде. [...]

Не станем же, безусловно, порицать дар Диониса и говорить, будто он плох или недостоин быть принят в государство. Можно было бы сказать даже больше, однако я не решусь указывать большинству на величайшее благо, даруемое вином, ведь эти люди так превратно понимают и разумеют слова.» (Платон. «Законы». Книга II).  

«Группы философов не только формулировали антинаркотические идеи, но и представляли собой своеобразные микроячейки (островки – если взять на вооружение изящную формулировку Кратета) альтернативного образа жизни.» (В.М. Ловчев «Учебно-методическое пособие по курсам «История и Культурология». Казань, 2001).  

Аналогичную альтернативу предоставляла грекам эпохи эллинизма община эпикурейцев. Средневековая цензура основательно поработала, уничтожив основные сочинения Эпикура (342/341 – 271/270гг. до н.э.), но то, что нам известно, позволяет отнести его к личностям, употребляющим алкоголь чисто ритуально.  

Сегодня человек, ведущий образ жизни Эпикура, на бытовом уровне однозначно считался бы трезвенником. Об отношении Эпикура и его окружения к вину достоверно известно два факта.  

Первый: «кружки некрепкого вина было им вполне довольно, обычно же они пили воду...» Он и сам пишет в письмах, что ему достаточно воды и простого хлеба. «Пришли мне горшочек сыра», - пишет он, - чтобы можно было пороскошествовать, когда захочется».  

«Вот каков был человек, учивший, что «предельная цель есть наслаждение!» (Диоген Лаэртский. X, 11).  

Итак, эпикурейцы употребляли, как правило, безалкогольные напитки, иногда могли выпить кружку напитка, крепость которого сопоставима с современным пивом или квасом.  

Второй факт вообще говорит об очень низкой толерантности (то есть переносимости) организма Эпикура к вину. Напиток, соответствующий нашему современному сухому вину, послужил Эпикуру средством ухода из жизни: «Смерть его случилась от камня в почках ...он лег в медную ванну с горячей водой, попросил неразбавленного вина, выпил, пожелал друзьям не забывать его учений и так скончался». (Диоген Лаэртский. X, 15-16).  

Впрочем, даже и без изучения жизни философа очевидно, что эпикурейство не имеет ничего общего с попойками. Об этом писал и сам Эпикур: «...когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждения распутства или чувственности, как полагают те, кто не знают, не разделяют или плохо понимают наше учение, - нет, мы разумеем свободу от страданий тела и от смятений души. Ибо не бесконечные попойки и праздники, не наслаждение мальчиками и женщинами или рыбным столом и прочими радостями роскошного пира делают нашу жизнь сладкою, а только трезвое рассуждение (выделено мною -- В.Л.), исследующее причины всякого нашего предпочтения и избегания, и изгоняющее мнения, поселяющие великую тревогу в душе» (Диоген Лаэртский. X, 132).  

Наслаждение, считал Эпикур, может быть достигнуто при минимуме материальных затрат: «Самая простая снедь доставляет не меньше наслаждения, чем роскошный стол, если только не страдать от того, чего нет; даже хлеб и вода доставляют величайшее из наслаждений, если дать их тому, кто голоден. Поэтому, привычка к простым и недорогим кушаньям и здоровье нам укрепляет, и к насущным жизненным заботам нас ободряет…» (Диоген Лаэртский. X, 130-131).  

Но, конечно, общины философов влияли на повседневное поведение очень ограниченного круга людей. Это фактически признавал Антисфен (ок. 444-366гг. до н.э.), утверждая, что: «Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших» (Диоген Лаэртский. VI,1, 12).  

Кроме того, даже не все философы придерживались позиций Эпикура и Кратета Фиванского. Например, «Далека от них была древняя Стоя с ее асоциальной негражданственной непатриотической моралью». (А.Н. Чанышев «Философия Древнего мира». М., Высшая школа, 1999, С. 4-5.).  

Диоген Лаэртский сообщает о философе Тимоне (320-230гг. до н.э.): «Был он любитель выпить» (Диоген Лаэртский. IX, 12, 110). Данный факт символичен. По убеждениям Тимон был скептиком. А «...конечной целью скептики считают воздержание от суждений, за которыми, как тень, следует бестревожность…» ( Диоген Лаэртский. IX, 11, 107). Отказ от позиции по отношению к психоактивным веществам, отсутствие четкой позиции по отношению к алкоголю косвенно способствовало расширению роли вина в жизни общества. Основатель средней Академии Аркесилай (315-240 гг. до н.э.) скончался «...оттого, что выпил слишком много неразбавленного вина и повредился в рассудке» (Диоген Лаэртский. IV, 6. 44). Лакид, основатель новой Академии и преемник Аркесилая, унаследовал от последнего не только философские идеи, но и образ жизни. Согласно Диогену Лаэртскому, его «...смерть была от удара после чрезмерной выпивки» (Диоген Лаэртский. IV, 8, 61).  

«Когда по-юношески максималистский Рим всерьез встретился с великой эллинской культурой, уже четыре поколения греков прошли школу интеграции в восточные алкогольные обычаи, начало которой положил Александр Македонский своей политикой смешения нравов. Образ жизни подавляющего большинства населения эллинистических государств включал в себя регулярное употребление психоактивных веществ, а поведение философов было некой диковинкой». (В.М. Ловчев, 2001).  

«В Риме ранней республики рабам, женщинам и свободнорожденным юношам до 30-летнего возраста запрещалось пить вино; нарушение же этого со стороны женского пола наказывалось наравне с тяжелейшими проступками. Отец никогда не обедал без сына вне дома, чтобы оба во взаимном присутствии не могли позволить себе никаких излишеств». (Л.Н. Модзалевский «Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. Часть первая». СПб.: Алетейя, 2000. С.130).  

Об отношении к вину первых римских философов, а также проживавших в Риме философов иноземных можно судить только на основании косвенных данных. Например, показательны были поминки Сципиона Младшего. Современный историк Н.Н.Трухина оценивает их следующим образом: «Поминки Публия прошли неудачно: устройством трапезы занимался второй племянник покойного – Кв. Элий Туберон, педантичный стоик-сухарь. Будучи поклонником древней простоты, Элий поставил деревянные скамьи, покрытые козлиными шкурами, и выставил на столах глиняную посуду. Народ оскорбился такой неуместной воздержанностью и на ближайших выборах лишил чересчур усердного философа претуры». (Н.Н. Трухина «Политика и политики «золотого века» Римской республики (II в. до н.э.)». М.: Изд-во МГУ, 1986. С.148). Однако, «неудачливый» Элий и другие деятели последних веков республики сумели удержать традиционный римский порядок под натиском греческих нравов в области винопития.  

Даже известная поговорка «In vino veritas» -- греческая (ее автор Зенобий), а не древнеримская, как это принято ныне считать многими. В римской «транскрипции» она появляется только в средние века. (K.-W. Weber Die Weinkultur der Rцmer. Zurich, 1993. S.172). В Риме же существовал пересказ Плиния: «Общепринято вину приписывать правдивость» ( Н.Т. Бабичев, Я.М Боровский «Словарь латинских крылатых слов». М.: Русский язык, 1982. С.381). Кстати, сам Плиний Старший (23/24 – 79гг.) воспроизводит эту поговорку так – «volgoque veritas iam attributa unio est» (Plin, XIV, 28, 22) -- в контексте издержек алкоголепотребления. Другой вариант перевода средневековой латинской поговорки: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке» более адекватно воспроизводил бы мысль Плиния. Иначе говоря, вино отрицает такую важную характеристику культуры, как самоограничение.  

Впрочем, греческие соседи римлян транслировали на потомков Ромула нравы, несколько отличные от обычаев метрополии. Один из героев Цицерона утверждает: «Некогда Италия была набита пифагорейцами, во власти которых находилась так называемая Великая Греция; поэтому некоторые даже утверждают, что пифагорейцем был и наш царь Нума Помпилий, который жил на много лет раньше самого Пифагора…» (Цицерон. «Об ораторе». Книга вторая. С.154) Герой Цицерона, конечно, впадает в пропагандистский азарт, утверждая, что пифагорейцы находились у власти, но само это преувеличение не случайно.

<< >>

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Copyright  ©  В. Лукьянов  1999 - 2006



Используются технологии uCoz