На заглавную страницу

 


 

 

 

Общие принципы лечения наркомании

 

            До сих пор опасные последствия наркомании мы рассматривали с точки зрения третьих лиц — родителей, воспитателей, учителей, общества вообще, одновременно подчеркивая позитивное отношение к наркотикам пристрастившихся к ним молодых людей. Может создаться впечатление, что именно близкие наркомана переживают трагедию из-за него, а не сам жаждущий “блаженства” юноша. Это было бы ошибочное мнение, ибо хотя лица, попавшие в зависимость от наркотических веществ, не желают прекратить их употребление, все же в жизни каждого из них рано или поздно наступает такой момент, когда он жаждет порвать с пороком.

Бывает, к сожалению, что стремление порвать с пороком приходит слишком поздно, когда человек превращается в безвольное существо с совершенно разрушенным здоровьем.

Намерение порвать с пристрастием удается реализовать редко, поскольку без квалифицированной помощи закоренелый наркоман, несмотря на искреннее желание, как правило, не в состоянии вырваться из порочного круга. В этом случае трагедия становится закономерным следствием избранного самим наркоманом образа жизни. Нередко он предпринимает ряд самостоятельных попыток отказаться от порочного пристрастия, но все они обычно кончаются неудачей.

Шансы на спасение для наркомана существуют почти на каждой стадии развивающегося пристрастия, но по мере того, как подросток под влиянием сначала психической, а затем и физической зависимости входит в коловорот порочного наркотического круга, они значительно уменьшаются, но это, все же, не должно являться поводом для того, чтобы “опускать руки”.

Степень реальных шансов зависит от надлежащей помощи родителей, родственников, близких друзей, ибо даже в запущенном случае заболевания наркоманией все же существует шанс на спасение от смерти. А если эта помощь не придет?

…Если же этой помощи не последует, наркоману останется только жалкое существование, мало напоминающее условия человеческой жизни.

Наркоманию мы рассматривали в широких причинно-следственных связях как одно из проявлений неправильно сформированной психики молодого человека. Поскольку отрицательное влияние пристрастия к наркотикам на здоровье ничуть не меньше любого другого серьезного недуга, наркоманию также следует трактовать как отдельное конкретное заболевание. Именно так и рассматривают ее с медицинской точки зрения. Хотя врачи справедливо заявляют, что “лечение молодых наркоманов неразрывно связано с воспитанием”, все же в терапевтическом курсе можно четко выделить фазу специфического медицинского воздействия и фазу особых мероприятий воспитательного характера (ресоциализация).

Из-за сложных различных причин возникновения наркотической зависимости одна лишь медицинская помощь (хотя и необходимая в случае непосредственной угрозы здоровью и жизни) не в состоянии вернуть молодого человека к нормальному существованию в обществе. Методы фармакологического лечения являются лишь вспомогательными и эффективны только в первой, самой короткой фазе этого процесса. В чем же заключается роль медицинской помощи?

Попробуем ответить на этот вопрос, чтобы уяснить необходимость, принципы и задачи тесного сотрудничества родителей наркомана с врачом в совместной борьбе с пороком.

Полный курс лечения от наркомании проходит обычно в четыре этапа, из которых первые два носят специфически медицинский характер, а в двух последующих преобладают воспитательные меры.

Первый этап - нейтрализации яда в организме (детоксикация). Цель лечебных мероприятий заключается в ликвидации отравления организма наркотическими веществами или проявлений абстинентного синдрома. Нейтрализация предусматривает: удаление еще не усвоенного организмом яда; поддержание таких основных жизненных функций, как кровообращение, дыхание, водно-электролитный баланс и др.; выведение яда, уже усвоенного тканями организма, применение специальных мер—в зависимости от рода употреблявшихся пациентом наркотических веществ.

В детоксикации организма принципиальным является вопрос о лишении больного возможности принимать наркотики. В настоящее время почти все согласны с тем, что постепенный запрет одурманивающих веществ целесообразен только в далеко зашедших случаях, поскольку в процессе развития абстинентного синдрома могут наступить опасные для жизни осложнения, например эпилептические припадки. В остальных случаях целесообразнее прекращать прием наркотика резко, заменяя одурманивающее вещество соответствующим лекарственным препаратом.

В противоположность психической зависимости, которая сохраняется очень долго, иногда даже всю жизнь, физическая зависимость обычно пропадает в течение одной или двух недель абстиненции.

Процесс детоксикации особенно необходим в случае передозировки принятого наркотика или появления абстинентного синдрома после прекращения приема одурманивающего вещества.

Кроме того, во время первого этапа лечения проводятся меры по восстановлению физических сил больного (особенно для лиц, изнуренных и ослабленных длительным употреблением наркотиков).

Существенную роль в этой фазе лечения играют фармакологические средства, которые врач применяет как в целях ослабления абстинентного синдрома, так и в целях укрепления организма и предотвращения его обезвоживания (дегидратации).

Второй этап - устранение последствий отравления. Это, прежде всего все нарушения функций внутренних органов (печени, почек, легких и др.), патологические изменения нервной системы и иные расстройства. Они могут быть следствием непосредственно отравляющего действия наркотиков или же результатом исключительно неблагоприятного для здоровья образа жизни наркоманов.

Медицинские меры на этом этапе направлены на лечение больного с целью нормализации возникших в организме изменений и на общее укрепление организма.

Третий этап - соответствующие меры по преодолению привычки. В этой фазе лечения преобладает воспитательное воздействие. Цель — вызвать у больного отрицательное отношение к наркотическому пристрастию.

Достижение этой цели предполагает добиться мерами воспитательного характера прекращения приема одурманивающих веществ. Это не что иное, как постоянное ориентирование интересов больного и сосредоточение его эмоциональной сферы на занятиях, полезных для него самого и окружающих. Осуществить это с помощью медикаментов, разумеется, невозможно, поэтому роль врача уменьшается, уступая преобладанию методов психолога, психотерапевта и педагога-ресоциолога.

Четвертый этап - ресоциализация (социальная реабилитация) наркомана. Перевоспитывающие воздействия относятся к той области педагогики, которую называют ресоциализацией. Цель этих мероприятий — возврат человека к нормальной общественной жизни в соответствующей лечебно-воспитательной обстановке.

Как видим, представленные этапы терапевтического курса образуют единое целое и их нельзя отделять один от другого. Медицинские мероприятия должны выступать наряду с воздействиями воспитательными.

Наиболее короткий этап в процессе лечения наркомании - фаза нейтрализации яда и избавление больного от абстинентного синдрома. Но в основном именно после этого начинается длительный, весьма сложный период избавления наркомана от пагубного пристрастия.

Лечение больного наркоманией - задача весьма сложная по ряду причин. Одна из них - неприязнь большинства наркоманов к лечению, так как они или не хотят порвать с пороком, или не доверяют методам, применяемым врачами.

Другая причина - нарушение абстиненции, чаще всего под влиянием среды, когда возникает своеобразный эффект “вращающейся двери”. Об этом свидетельствуют сами наркоманы.

“...Встречаю старых дружков, и, словно по обычаю, в последний раз” принимаем наркотик. В последний раз” повторяется при последующей встрече. И так — по кругу”.

И, наконец, следует признать, что довольно существенная трудность - недостаточная эффективность применяемых методов лечения. Практикующие специалисты по борьбе с наркоманией отмечают: пока что результаты не дают повода для особого оптимизма, ибо позитивных сдвигов можно добиться только в комбинации различных методов лечения, используя только индивидуальный подход к каждому конкретному больному с учетом всех нюансов психологического климата в каждой конкретной семье.

Этого, к сожалению, даже в специализированных отделениях или центрах, имеющих коллектив сотрудников разных специальностей: терапевтов различных профилей, психологов, психотерапевтов, психиатров, педагогов и других специалистов добиться невозможно. Происходит это по одной простой причине. В связи с ростом заболевших наркоманией и обратившихся за помощью, не смотря на высокую стоимость лечения, нет времени для этого самого “индивидуального подхода”, отсюда смещение понятий и принципов лечения: лечится болезнь, а не больной.

Идеальным успехом курса специальной терапии была бы добровольная прочная абстиненция больного, но такой подход у закоренелых наркоманов встречается очень редко. Принудительное же или вынужденное воздержание от наркотиков не может стать мерой прогресса лечения, так как само по себе не решает сути проблемы - жизненных трудностей и тревог наркомана.

Большим достижением в лечении являются способность довести наркомана до состояния по возможности наиболее длительного ограничения в употреблении одурманивающих веществ и сосредоточение его внимания на необходимости решения собственных психических и социальных проблем, причем даже при незначительном поначалу ограничении приема наркотиков.

Важную роль в этом процессе могут сыграть родители, воздействие которых на сына или дочь (согласно рекомендациям и ориентировкам врача или психолога) может для успеха лечения оказаться решающим.

Следует сказать, что даже в том случае, когда наркоман сам обращается с просьбой о помощи, это далеко не всегда можно отождествлять с желанием вылечиться. У большинства лиц, обращающихся в специальные учреждения, подобное решение вынужденно и обусловлено конкретной жизненной ситуацией. С одной стороны, состояние здоровья в результате длительного потребления наркотиков настолько ухудшается, что наркоман начинает искать помощи, а с другой - его общественное и семейное положение становится столь неустойчивым, что возникает насущная необходимость в лечении. Нередко можно встретиться и с попыткой укрыться в больнице от правоохранительных органов, поэтому, как правило, обращающийся с просьбой о лечении наркоман, движим отнюдь не мотивом полного выздоровления.

В отношении продолжительности и цели пребывания наркомана в больнице мнения врачей различны. Одни считают, что пребывание в специализированном учреждении должно быть длительным (год или даже два), чтобы привести больного не только к изменению его отношения к наркотикам, но и к освобождению его от психической зависимости; другие - что лечение в больнице не должно длиться долго (несколько недель), а целью могут быть лишь детоксикация организма, общее восстановление физических сил, выработка у наркомана критического взгляда на свои проблемы и стимулирование желания избавиться от порочного пристрастия.

В настоящее время большинство врачей придерживаются второго мнения, отдавая себе, отчет в том, что даже двухлетнее пребывание наркомана в больнице практически не гарантирует ликвидации у него психической зависимости. Нет уверенности и в том, что даже после многомесячной абстиненции в условиях изоляции пациент, покинув больницу, не обратится к наркотикам вновь. Кроме того, длительное пребывание в учреждении закрытого типа может вызвать так называемую госпитальную болезнь.

Сторонники этого мнения считают обязательным обеспечить пациенту после выхода из больницы соответствующую ре-социализирующую опеку. И здесь вырисовывается важная и ответственная задача родителей, педагогов и учителей по организации необходимых воспитательных воздействий в семье, школе и коллективах ровесников.

Принимая под опеку вышедшего из больницы молодого человека, следует поддерживать постоянную связь с лечащим врачом-терапевтом, наркологом, психологом. От них получают подробную информацию о способах и методах своего дальнейшего поведения.

Вполне понятно, что внимание родителей занимает прежде всего трагедия их сына или дочери, и у них возникает сильная тенденция затрагивать в разговорах с подростком вопросы его наркотической зависимости. Этого следует избегать. Для молодого человека важны его личные проблемы, а не вопрос употребления наркотиков.

Упорное возвращение к этому, неустанный контроль, проявление недоверия к нему и попытки застать его врасплох и доказать, что он еще не покончил с пороком, создают климат постоянного дополнительного - вторичного напряжения (ибо первичное связано у подростка с переживанием своих проблем и тревог).

Родителям следует все внимание сосредоточить на помощи подростку в решении терзающих его забот и огорчений, иначе он может не выдержать как бы удвоенного психического напряжения и снова вернется к наркотикам.

<< >>


Copyright © Владимир Лукьянов, 2000-2004

 

Используются технологии uCoz